Art66 интернет-магазин. Все для творчества в Екатеринбурге : Нижнетагильская роспись
  
Справочная информация
Досуг
Карта сайта  RSS
ask@art66.ru    
Информация по коду заказа:
Поиск товара:
   
 
Красивые торты своими руками
Кулинарный мир
ПАСХА
Пряники и пряничные домики
Декупаж - это просто!
Новый год
Декорируем стекло
Руководство по изобразительному искусству
Нижнетагильская роспись
Нижнетагильская роспись: истоки и развитие
Возрождённая роспись в 60-70-е гг ХХ века
Стиль Нижнетагильской росписи 80-х гг ХХ века
Кризисное развитие росписи в 90-е гг ХХ века
Элементы композиции Нижнетагильской росписи
Узнаем про Жостово
Все про Гжель
Квиллинг
Рисуем батик
Валяние
Бисероплетение
Вязание крючком
Вышивка
Вопрос - ответ
Оплата и доставка
О магазине

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях:

facebook-art66 vk-art66
одноклассники-art66

Смотрите видео с наших мастер-классов на канале АРТ66 на youtube
канал АРТ66 на youtube


Если Вам нравится ART66 - голосуйте!

Уважаемые иногородние покупатели!

Обратите внимание, что время пересылки заказа "Почтой России" зависит от места назначения и составляет не менее недели, обычно же - 10 дней. Для восточных и труднодоступных районов нашей необъятной Родины почтовые посылки могут идти и дольше (две недели или даже месяц).

Если хотите получить заказ к желаемому сроку, совершайте оплату заблаговременно (как правило, не позднее, чем за две недели).



   

Нижнетагильская роспись

Осваиваем сами / Нижнетагильская роспись /

У истоков нижнетагильская маховой росписи находится урало-сибирская роспись. Подобную роспись можно обнаружить в с. Верхняя Синячиха Свердловской обл. где таким образом украшали дома. И если вблизи роспись кажется примитивной, то, взглянув издалека, поражаешься красивым узорам.
С развитием железоделательного производства на Урале (т.е. с эпохи Петра I и начала деятельности династии Демидовых) металлические орудия все шире начинают применяться и в быту простых людей. Это разная посуда, сельскохозяйственный инвентарь, инструменты и т.п. Такие предметы быта многие мастера старались сделать привлекательными на вид, поэтому их украшают разными узорами, а также расписывают цветными красками.

Бытовая утварь, расписанная в нижнетагильском стиле. Артель "Пролетарий. Музей "Дом Худояровых"

Да и сами хозяева производств, заметив, что красивый товар пользуется повышенным спросом, стали уделять некоторое внимание художественному декорированию "товаров народного потребления". Одним из таких промышленников был Никита Акинфиевич Демидов (внук основателя династии), которому по наследству досталась Нижнетагильская группа заводов промышленной империи Демидовых. Никита Акинфиевич был увлечен не только производством, но и искусством, он много путешествовал, в том числе и за границей.

Кованый поднос с черепаховым фоном. Музей "Дом Худояровых"

В развитии художественно промысла принял живое участие и его сын, Николай Никитич Демидов, который открыл в Нижнем Тагиле художественную школу для детей. Эта школа действовала с 1806 по 1820 г.г.
При Н.А. и Н.Н. Демидовых начинает развиваться знаменитая нижнетагильская роспись подносов. В городе работало множество мастеров художественной росписи: Головановы, Бердниковы, Перезоловы, Дубасниковы, Железковы, Наболины, Хрущевы, Ушаковы. Самой известной среди них была династия Худояровых. Четыре поколения крепостных Худояровых прославились не только росписью подносов, но и как художники. Так Степан Федорович Худояров подарил созданный им портрет Ивана Сусанина композитору М.И. Глинке. С тех пор сходство с созданным С.Ф. Худояровым образом народного героя соблюдали многие исполнители роли Ивана Сусанина.
Кроме того, мастерам Худояровым был известен секрет "хрустального" лака, которым они покрывали расписанные подносы. Этот лак был абсолютно прозрачным и хорошо защищал рисунок от воздействия температуры, влаги и агрессивных сред. Он растворялся лишь в царской водке - смеси концентрированных соляной и азотной кислот. Один из сказов П.П. Бажова посвящен этому лаку. Худояровы тщательно оберегали фамильный секрет этого лака, который в настоящее время утерян. Последним, знавшим технологию хрустального лака, был В.И. Худояров (1831 - 1870).
В XIX веке был выработан канон нижнетагильской росписи по подносу: для махового мазка используется одновременно два цвета, один из них обязательно белый; цвет фона может быть любым, но чаще всего черный, "черепаховый" или зеленый; цветок (тагильская роза) выполнен достаточно абстрактно.
Перед нанесением рисунка подносы "воронили" - вываривали в масле, отчего получалась блестящая черная поверхность. Черепаховый (черно-коричневый пятнами) цвет получали, держа под подносом горящую свечку или кусок бересты. Зеленую краску делали из размельченного малахита.

Кованые подносы на разных стадиях изготовления. Музей "Дом Худояровых"

В XVIII - начале XIX в.в. разнообразные по форме и размерам подносы собирались из отдельных частей: днища, высокого прорезанного бортика и фигурных ручек, соединенных вместе методом холодной клепки. С обратной стороны листа к подносу крепились ребра жесткости. Такая технология изготовления была очень трудоемкой, поэтому с 30-х годов XIX в. стали делать кованые фигурные подносы, выбитые из одного листа. На листе железа чертили по шаблону заготовки, вырезали ножницами, складывали по 5-7 штук, закрепляя между собой специально оставленными "усиками" и выбивали молотком на специальной желобильне. Края подноса вытягивались, а затем с помощью заложенной проволоки закруглялись. Затем просекались ручки и бортики.
С конца XIX в. перешли на штаповку подносов в специальных формах.
Кроме тагильской розы мастера писали на подносах и копии известных картин (на заказ), а также абстрактные узоры по шаблону - так получается быстрее.
В 30-40-е годы XIX века нижнетагильский подносный промысел достиг наивысшего рассвета. Слава о живописном искусстве мастеров вышла далеко за пределы Нижнего Тагила. Достижением мастеров стали высокие эстетические результаты и техническое мастерство, когда живопись на металле становится аналогом живописи на холсте, а бытовые предметы с сюжетным изображением приобретают статус произведений декоративно-прикладного искусства. Изделия тагильских мастеров имели широкие рынки сбыта от Сибири до Архангельска и Кавказа. Впоследствии ставшей знаменитой жостовская роспись подносов берт свое начало из нижнетагильской.

Мартюшов Я. Поднос начала XX века.
Атель "Пролетарий"

Начиная с последней трети XIX в нижнетагильская роспись переживает упадок: мастера, стремясь поспеть за увеличивающимся спросом начинают все больше переходить к шаблонным рисункам и копиям популярных картин. Отрицательную роль сыграли также и потрясения 1914 - 1920 гг.
В советское время известны артели "Пролетарий" (просуществовала до 1930-хх г.г.) и "Металлист" (работала до 1950-хх г.г.), которые занимались выпуском расписных подносов. А с 1950-х годов действовал цех росписи на заводе "Эмальпосуда". Однако мастера этого цеха в росписи подносов ориентировались не на почти забытую нижнетагильскую роспись, а на ставшей известной московскую (жостовскую) школу росписи. В соответствии с этой школой фон подноса должен быть черным, цветы - похожи на настоящие, а не абстрактные, а при рисовании использовались плавные переходы от темных тонов к светлым.
Возрождение старинной техники началось в 1974 г. с постановления ЦК КПСС  "О народных промыслах". Были найдены мастера, которые когда-то работали в старой нижнетагильской технике и могли вспомнить правила рисования различных элементов. Разыскивались и сами старинные подносы. К сожалению, у многих из них рисунок за много лет стерся.
Среди ветеранов росписи подносов, приложивших много сил для возрождения нижнетагильской росписи, были Арефьева И. А, Афанасьева А.В., Коровина А.С. Все они когда-то работали в артели "Пролетарий". Агриппина Васильевна Афанасьеваa (1913 - 2004) сумела организовать коллектив молодых учеников, которым активно передавала вспомненные умения и навыки.
Нижнетагильская роспись переживает очередной расцвет: теперь оригинальный двухцветный мазок не обязательно содержит белый цвет, а цветы похожи на настоящие: роза, астра, мак, колокольчик и т.д. Были введены новые элементы, например, нижнетагильский стиль рисования уральской рябины.
В Нижнем Тагиле появилось профессиональное училище, в котором готовят будущих мастеров художественной росписи. Многие специалисты цеха росписи переучиваются с московской на нижнетагильскую роспись.
В настоящее время нижнетагильская роспись занимает достойное место среди других видов росписи: жостовской, хохломской, гжели, палеха, городецкой. Одиннадцать мастеров нижнетагильской росписи являются членами союза художнико
   
 При копировании авторских материалов ссылка на art66.ru обязательна  
      www.expertinform.ru - все ДТП   Благотворительный фонд помощи бездомным животным