Art66 интернет-магазин. Все для творчества в Екатеринбурге : Кризисное развитие росписи в 90-е гг ХХ века
  
Справочная информация
Досуг
Карта сайта  RSS
г. Екатеринбург, ул Куйбышева 88
8-(343)-239-58-89
ask@art66.ru    
Информация по коду заказа:
Поиск товара:
   
 
Красивые торты своими руками
Кулинарный мир
ПАСХА
Пряники и пряничные домики
Декупаж - это просто!
Новый год
Декорируем стекло
Руководство по изобразительному искусству
Нижнетагильская роспись
Нижнетагильская роспись: истоки и развитие
Возрождённая роспись в 60-70-е гг ХХ века
Стиль Нижнетагильской росписи 80-х гг ХХ века
Кризисное развитие росписи в 90-е гг ХХ века
Элементы композиции Нижнетагильской росписи
Узнаем про Жостово
Все про Гжель
Квиллинг
Рисуем батик
Валяние
Бисероплетение
Вязание крючком
Вышивка
Вопрос - ответ
Оплата и доставка
О магазине

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях:

facebook-art66 vk-art66
одноклассники-art66

Смотрите видео с наших мастер-классов на канале АРТ66 на youtube
канал АРТ66 на youtube


Если Вам нравится ART66 - голосуйте!

Уважаемые иногородние покупатели!

Обратите внимание, что время пересылки заказа "Почтой России" зависит от места назначения и составляет не менее недели, обычно же - 10 дней. Для восточных и труднодоступных районов нашей необъятной Родины почтовые посылки могут идти и дольше (две недели или даже месяц).

Если хотите получить заказ к желаемому сроку, совершайте оплату заблаговременно (как правило, не позднее, чем за две недели).



   

Кризисное развитие росписи в 90-е гг ХХ века

Осваиваем сами / Нижнетагильская роспись /

 
Кризисное развитие росписи в 90-е гг ХХ века

 

 После четверти века восстановления и развития традиционных прие­мов нижнетагильской декоративной росписи, после возвращения ей былой славы подносный промысел пережи­вает с 90-х годов далеко не простой период. В начале 1990-х годов в Нижнем Тагиле стали создаваться различные производства и коопе­ративы по росписи подносов. Каждое из этих предприятий стремилось найти свое направление, приемы в росписи, усовершенствовать технологию производства, но далеко не всем это удалось, и большинство из них прекратило существование.

 На всех этих предприятиях работают мастера некогда единого творчес­кого коллектива. В основе своей все они опираются на единый исток. Поэтому рассматривать стоит не отдельно взятые предприятия, а состояние ниж­нетагильского подносного промысла в целом.

 По-прежнему главное место в творчестве мастеров занимают расти­тельные мотивы: цветочная и рябиновая роспись.

 Композиция часто строится по принципу выделения главного — цент­ральной части изделия. Для того чтобы центр на подносе был сразу най­ден зрителем, художник несколько обособляет его, отделяет от массы элементов, используя прием изоляции -  подчиняет главный мотив композиции определенной форме: овальной, прямоугольной, фигурной. Вокруг центрального изображения освобождается спокойное пространство — пауза, и центр становится хорошо заметным и читаемым. Вокруг главного сюжета могут располагаться боковые или угловые секторы и медальоны с небольшими самостоятельными композициями в них. И мотивами, и цветовой, но несколько приглушенной гаммой последние перекликаются с центральной частью композиции. Ее форма и примы­кающие к ней медальоны и сектора обрамляются тонким золотым орна­ментом, а пространство между ними заштриховывается в золотистую косую сетку. Однако, порой, обилие деталей отрицательно сказывается на общем восприятии произведения, несмотря на удачно выполненную цветочную роспись.

 Широко распространена техника копирования известных картин на зеркальную поверхность металлических подносов.

 Ведущим художником-живописцем, работающим в направлении копи­рования, считается А.Ю. Калинина. Известны ее копии с работ Рубенса «Персей и Андромеда», живописные композиции по мотивам Айвазовского, в которых нельзя не отметить высокого профессионального владения приемами многослойной лессировочной живописи. И.В. Посаженникову больше привлекает творчество художников-пейзажистов. Ею перенесены на зеркало подносов копии с произведений Б. Щербакова «Первый снег», Ф. Алексеева «Вид Дворцовой набережной от Петропав­ловской крепости». Творчество П. Бажова вдохновило Т. Шарф, Е. Овчин­никову («Каменный цветок») на серию подносов, иллюстрирующих сказы известного уральского писателя.

 Пейзажные композиции украшают подносы И. Решетовой, всегда соп­ровождаемые уникальными орнаментальными мотивами, тонко прописан­ными и тщательно проработанными. Оригинальны и своеоб­разны ее сюжетные композиции с птицами, окруженными всевозможными цветами.

 Сегодня от художников и мастеров промысла требуется не только высокое техническое мастерство, но сознательное творческое отноше­ние к своей деятельности художника декоративной росписи, глубокое проникновение в художественную культуру промысла.

 После создания различных предприятий, а тем более, когда боль­шинство из них закрылось, художники все больше работают самостоя­тельно. Индивидуальное творчество мастеров дало немало глубоко свое­образных способов письма, открыло новые возможности композиционных решений. Так, в конце 90-х годов появилась спиралевидная цветочная гирлянда Г.И. Торкотюк на круглом подносе. Центробежное движение роз, нарциссов, ирисов, фиалок подчиняется кинетике витков, динамике меняющихся величин: начинаясь в центре, размыкается к краям, и, уходя за их пределы, завершается волнистыми линиями горизонтов. Новое восприятие времени и пространства человеком рубежа тысячелетий, вероятно, отразилось в образном замысле художницы.

 В каком бы направлении ни вели свои поиски мастера тагильской росписи, они вновь и вновь возвращаются к цветам и только цветы неиз­менно живут на подносах Н-Тагила. Расписывая поднос, мастер не копирует натуру, но помнит о ней. Цветы переосмысливаются, преобразуются на плоскости. Это большое, живописное обобщение сочетается с множественностью композицион­ных вариантов букета цветов, где художник подчиняет реальную натуру архитектонике предмета. Импровизационная манера, легкий плавный мазок, быстрое движение кисти, как бы застывшее на подносе в виде яркого цветового пятна, позволяют художнику высказать чувство пре­красного, выверенное опытом поколений тагильских мастеров. Именно традиция способствует сохранению высокого художественного уровня, облегчает овладение спецификой росписи и лежит в основе стилевого единства изделий, служит точкой отсчета творческих поисков.



Матукова ОА Хоровод 1993Вардугина ЕА Розы и маки 1999Смыслова ИГ Дамы и кавалеры 1993

Материалы предоставлены художницей Нижнетагильской росписи Галиной Торкотюк


Оригиналы взяты с сайта http://centrgamaun.ru/collections/metal/

 


Гуляева ТВ Композиция 1992
Юдина ТВ Тамара 1994
Торкотюк Г.И.  Хоровод цветов 2002 

   
 При копировании авторских материалов ссылка на art66.ru обязательна  
      www.expertinform.ru - все ДТП   Благотворительный фонд помощи бездомным животным