Art66 интернет-магазин. Все для творчества в Екатеринбурге : Стиль Нижнетагильской росписи 80-х гг ХХ века
  
Справочная информация
Досуг
Карта сайта  RSS
ask@art66.ru    
Информация по коду заказа:
Поиск товара:
   
 
Красивые торты своими руками
Кулинарный мир
ПАСХА
Пряники и пряничные домики
Декупаж - это просто!
Новый год
Декорируем стекло
Руководство по изобразительному искусству
Нижнетагильская роспись
Нижнетагильская роспись: истоки и развитие
Возрождённая роспись в 60-70-е гг ХХ века
Стиль Нижнетагильской росписи 80-х гг ХХ века
Кризисное развитие росписи в 90-е гг ХХ века
Элементы композиции Нижнетагильской росписи
Узнаем про Жостово
Все про Гжель
Квиллинг
Рисуем батик
Валяние
Бисероплетение
Вязание крючком
Вышивка
Вопрос - ответ
Оплата и доставка
О магазине

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях:

facebook-art66 vk-art66
одноклассники-art66

Смотрите видео с наших мастер-классов на канале АРТ66 на youtube
канал АРТ66 на youtube


Если Вам нравится ART66 - голосуйте!

Уважаемые иногородние покупатели!

Обратите внимание, что время пересылки заказа "Почтой России" зависит от места назначения и составляет не менее недели, обычно же - 10 дней. Для восточных и труднодоступных районов нашей необъятной Родины почтовые посылки могут идти и дольше (две недели или даже месяц).

Если хотите получить заказ к желаемому сроку, совершайте оплату заблаговременно (как правило, не позднее, чем за две недели).



   

Стиль Нижнетагильской росписи 80-х гг ХХ века

Осваиваем сами / Нижнетагильская роспись /

 
Стиль Нижнетагильской росписи 80-х гг ХХ века

 

 Изменения, происходящие в нижнетагильской росписи в начале 80-х годов, понемногу меняли лицо подносного промысла и привели к тому, что воспринятый из прошлого стиль в конце концов наполнился новыми чертами. Была восстановлена сложная техника трафаретного орнамента, отличающая тагильский поднос XVIII-XIX вв.

 Самую большую группу составили полоски-бордюры. Это преимущест­венно гирлянды из цветов, листьев, ягод; полоски с классическим узо­ром в виде пальметт, меандра и ниток бус; центровые композиции из букетов цветов в корзинке или вазоне, пучков листьев, гроздьев вино­града, смородины, фруктов с цветами. Есть отдель­ные изображения птиц, архитектурных элементов, виньетки, заставки, уголки, рамочки.

 Одной из первых заинтересовавшихся трафаретной техникой исполне­ния стала Ю. Мальцева. Впервые поднос с использованием трафаретного орнамента демонстрировался в 1985 году на выставке в Софии. Группой художников — Ю. Мальцева, В. Полева и Г. Бабин — для воплощения замысла был использован восьмигранный поднос, изготовленный в XIX веке, на котором «фруктовая» роспись гармонично сочеталась с золотым орнаментом, выполненным с помощью трафарета.

 Во второй половине 80-х годов времени расцвета нижнетагильской росписи значительно возрос художественный уровень цветочных компо­зиций. В этот период отмечается усиление живописного начала, услож­нение технических приемов, а также создание иных, чем прежде, ори­гинальных композиций. Детально прописанные и усложненные формы цветов и листьев теперь все больше отличают тонкие живописные переходы. Усиленное внимание к цветовому реше­нию позволило объединить линии, цвет и тон в единое композиционное целое.

 Композиция подноса 80-х — 90-х годов имеет ярко выраженный центр, который выделяется светом и другими средствами, действую­щими в соответствии с основными законами композиции. Теперь в центрической композиции исходящие из центра цветочные мотивы не только крупнее, но освещеннее других второстепенных эле­ментов. Это в основном три розы, плотно скомпонованные и обращенные серединками в разные стороны. Центровая композиция — это обилие цветов и ягод, очень красочных и многоголосых, которыми художник стремится покрыть все зеркало подноса.

 Художников заинтересовала новая, ранее не встречающаяся компози­ция, но быстро ставшая распространенной. Букеты цветов или же гроздья ягод расположены асимметрично, произрастая «из углов», оставляя сво­бодным центр поля подноса. Применяя подобную композицию, автор должен хорошо продумать равновесие частей, пропорциональное соот­ношение изображения и «пустот» фона. А введение в свободное прост­ранство бабочек, стрекоз или пчелок придает всей картине подноса лирический характер.

 Не менее интересна и следующая композиция — она предполагает раз­витие движения всех элементов по некоей дуге. В ней более крупные цветы и листья находятся у основания и, постепенно умень­шаясь по ходу движения, легко и грациозно наклоняясь вниз, описывают С-образную дугу. Всё здесь — линии стеблей и веточек, формы цветков и направление листьев, вплоть до привязки — подчинено одному дви­жению. Такую композицию легко вписать в любую форму подноса.

 К концу 80-х — началу 90-х годов по существу сформировался стиль тагильской росписи. Это — цветочно-ягодные с оригинальным двух­цветным мазком композиции, орнаментальные и сюжетные мотивы. На основе двухцветного мазка, наряду с известными вариантами написа­ния розы, были разработаны новые формы цветков: фиалок, хризан­тем, маков... Появляются лилии Л.И.Кизиловой, ирисы и хризантемы Е.Л. Отмаховой, астры В. Анфаловой, подснежники и букеты сирени И.В. Посаженниковой.

 Еще одно направление —сюжетная роспись, народная картинка и копии станковых полотен известных художников. Первая крупная работа в этом жанре — поднос «Паровоз Черепано­вых» И.Г. Смыковой, посвященный 150-летию со дня его пуска, выпол­нена в 1984 году. Это целая многофигурная картина, заключенная в золотую раму, и окруженная тонким ажурным орнаментом, перекликающимся с таким же орнаментом, но увеличенным, по борту подноса. Художнице особенно удавались подносы с лубочной росписью, в которых можно передать шутку, юмор. Ее персонажи добро­душны, искренни, по-народному лукавы и озорны. Например, «Именины Катерины», «Чаепитие», «Починил сосед калитку». В ее жанровых сцен­ках участвуют два-три персонажа, а порой и того меньше. К сожалению, хотя и были попытки подобного творческого направления, но они не получили дальнейшего развития.


Материалы предоставлены художницей Нижнетагильской росписи Галиной Торкотюк

Оригиналы взяты с сайта http://centrgamaun.ru/collections/metal/
 Афанасьева АВ 1983
Смыкова ИГ Маруськина любовь 1990

   
 При копировании авторских материалов ссылка на art66.ru обязательна  
      www.expertinform.ru - все ДТП   Благотворительный фонд помощи бездомным животным