Art66 интернет-магазин. Все для творчества в Екатеринбурге : Особенности Нижнетагильской росписи в 60-70-е гг ХХ века
  
Справочная информация
Досуг
Карта сайта  RSS
ask@art66.ru    
Информация по коду заказа:
Поиск товара:
   
 
Красивые торты своими руками
Кулинарный мир
ПАСХА
Пряники и пряничные домики
Декупаж - это просто!
Новый год
Декорируем стекло
Руководство по изобразительному искусству
Нижнетагильская роспись
Нижнетагильская роспись: истоки и развитие
Возрождённая роспись в 60-70-е гг ХХ века
Стиль Нижнетагильской росписи 80-х гг ХХ века
Кризисное развитие росписи в 90-е гг ХХ века
Элементы композиции Нижнетагильской росписи
Узнаем про Жостово
Все про Гжель
Квиллинг
Рисуем батик
Валяние
Бисероплетение
Вязание крючком
Вышивка
Вопрос - ответ
Оплата и доставка
О магазине

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях:

facebook-art66 vk-art66
одноклассники-art66

Смотрите видео с наших мастер-классов на канале АРТ66 на youtube
канал АРТ66 на youtube


Если Вам нравится ART66 - голосуйте!

Уважаемые иногородние покупатели!

Обратите внимание, что время пересылки заказа "Почтой России" зависит от места назначения и составляет не менее недели, обычно же - 10 дней. Для восточных и труднодоступных районов нашей необъятной Родины почтовые посылки могут идти и дольше (две недели или даже месяц).

Если хотите получить заказ к желаемому сроку, совершайте оплату заблаговременно (как правило, не позднее, чем за две недели).



   

Особенности Нижнетагильской росписи в 60-70-е гг ХХ века

Осваиваем сами / Нижнетагильская роспись /

 
Особенности Нижнетагильской росписи в 60-70-е гг ХХ века

 

 Тагильский подносный промысел возродился в конце 60-х — 70-е годы XX в. Этому способствовала огромная целенаправленная работа краеведов, искусствоведов, сотрудников музеев и архивов, художников по росписи подносов.

 В 1972 году на областном семинаре в городе Алапаевске Свердловской области было окончательно решено использовать тради­ционные мотивы уральской росписи при создании новых художествен­ных изделий в условиях заводского производства.

 В эти годы в тагильском подносе в основном используются три вида цветочной композиции: букет, венок и центрическая композиция.

 Довольно распространенной считается композиция БУКЕТ, или веточка, когда на одном стебле расцветает целый букет цветов. В такой композиции хорошо просматривается весь стебель со всеми его разветвлениями, унизанный мелкой зеленью и светлой привязкой. В центре подноса свободно располагаются три крупных цветка-розы, сопро­вождаемых парой листьев, и уже от них в разные стороны разбросаны более мелкие розочки, бутоны, листики и мелкие цветы: пятилистники, или «вертушки», веточки колокольчиков, выполненных ребром кисти. Цветовая гамма букета отличается сочностью, красочностью и контраст­ностью тонов: красный, зеленый, желтый. Для придания декору подноса единого цветового строя стебли и листья пишутся коричнево-зеленым, а привязки - коричнево-красным. В цветы и бутоны вводятся сиренево­-фиолетовые тона.

 Другая композиция — ВЕНОК, или хоровод, часто обусловлена круглой формой подноса. В хороводе каждое движение стебля выражает его связь с круглой формой. Непрерывность движения проявлена единым ритмом цветовых пятен и четким чередованием определенных элементов, следующих друг за другом в заданном направлении. Однако здесь нет игры со светом, как в «букете». Композиция в «венке» построена на контрастном сочетании локальных цветовых пятен — это обычно три крупных розы красного, желтого и темно-розо­вого цвета, голубые пятилистники, вертушки, листья насыщенно зеле­ного цвета и желтая привязка.

 Третий тип композиции — ЦЕНТРИЧЕСКАЯ. Развитие композиции проис­ходит из центра подноса, концентрируя внимание зрителя на двух-трех розах, соприкасающихся лепестками, от них во все стороны «растут» попарно скомпонованные перистые листья с бутонами и травкой между ними, а также голубые цветочки. Как и в ранее рассмотренных композициях здесь используется тот же небольшой набор цветочных мотивов, та же гамма, построенная на контрастном сопоставлении теплых и холодных цветов.

 Если охарактеризовать общие черты, свойственные компози­ции 70-х годов,  можно отметить лаконизм и ясность композиций, немногословных и образных в своей основе. Роспись отли­чается обобщенным, условным характером и плоскостным исполне­нием — чертами, присущими народному искусству.

 В 1977 году была создана творческая группа, в которую входили А.В. Афанасьева, В.П. Гробова (Полева), А.Н. Голубева, Т.В. Юдина и другие. В творческой группе велись поиски новых композиционных решений, на основе элементов старой уральской росписи разрабатывались новые мотивы, обыгрывалась цветовая гамма росписи.

 Юдина обратила свое внимание на мотив рябины и занялась его разработкой в технике двуцветного мазка. Т.В. Юдину по праву называют "мастером уральской рябинушки". Умело скомпонованные рябиновые гроздья ярко горят на зеркале подноса, чередуясь с красно-коричневыми веточками листьев, обрамленные кудрявой пышной привязкой.

 Со временем  в роспись были возвращены утраченные направления: лубочная картинка, фруктово-ягодная роспись, трафаретные орнаменты.Взяв за основу традиционный принцип исполнения фруктов, В.П. Полева усовершенствовала их форму, расширила круг изображаемых фруктово-ягодных мотивов: груши, сливы и вишни, написанные по светлому подмалевку, ярко светятся своими серединками на темном фоне подносов. Л.К. Шевченко, Н.Н. Кошкина, Т.В. Гуляева продолжили вариации, обогатив репертуар ягодной росписи мотивами крыжовника, малины, смородины и калины. Вокруг ажурных корзин с ягодами пор­хают стрекозы, бабочки, пчелки.

 В начале 80-х годов видоизменяется сама роза. Она становится пышнее, объемнее, стремится к многоцветию и трехмерности формы. Поднимаясь от светлого основания к вершине наклоненного в глубину венчика, лепестки темнеют. Насыщенную тоном глубокую сердцевину розы окаймляют раз­беленные края лепестков чашечки по-прежнему подчеркнутой чертежкой. Образ завершает разноцветное кружево тычинок. По-другому стали писаться и листья, они уже не такие «колючие», поскольку перекры­вающие друг друга мазки обращены вовнутрь листа, отсюда более сгла­женный контур. Кудрявые травки и привязки легким облаком обволакивают букет, мягко соединяя его с цветным фоном. Букеты, то «вырастают» из вазонов, то просто располагаются в центре композиции, выполненные в широкой маховой манере.

 Характерны для Нижнего Тагила секторная и сегментная компо­зиции подносов. В них поле подноса разделяется тонким золотым орнаментом на небольшие участки — секторы различных форм: сегмент, круг, полукруг, трапеция, прямоугольник, в центре которых располагаются небольшие букетики мелких цветов и ягод. «Секторные» подносы являются одними из самых интересных в художественном отношении примеров нового — хорошо забытого старого.

 Народному искусству не были присущи предварительные наметки и наброски, тем более дли­тельная эскизная разработка, предшествующая созданию произведения. Народные мастера всегда создавали свое произведение сразу, с маху, набело. Сами мастера промысла зачастую не сознают, что именно темп и быстрота исполнения составляют существо художественной ценности их изделий, являются эстетической основой их творчества. Роспись ведется сразу на нескольких подносах, на которых исполняется (чаще однотипная) задуманная композиция.


Материалы предоставлены художницей Нижнетагильской росписи Галиной Торкотюк


Нижнетагильский поднос 70-е гг ХХ века
Афанасьева АВ Цветы 1978 
 

   
 При копировании авторских материалов ссылка на art66.ru обязательна  
      www.expertinform.ru - все ДТП   Благотворительный фонд помощи бездомным животным