Art66 интернет-магазин. Все для творчества в Екатеринбурге : Элементы композиции в Нижнетагильской росписи
  
Справочная информация
Досуг
Реклама на сайте
Карта сайта  RSS
г. Екатеринбург, ул Куйбышева 88
8-(343)-239-58-89
ask@art66.ru    
Информация по коду заказа:
Поиск товара:
   
 
Красивые торты своими руками
Ночь музеев
Кулинарный мир
ПАСХА
Пряники и пряничные домики
Декупаж - это просто!
Новый год
Декорируем стекло
Руководство по изобразительному искусству
Нижнетагильская роспись
Нижнетагильская роспись: истоки и развитие
Возрождённая роспись в 60-70-е гг ХХ века
Стиль Нижнетагильской росписи 80-х гг ХХ века
Кризисное развитие росписи в 90-е гг ХХ века
Элементы композиции Нижнетагильской росписи
Узнаем про Жостово
Все про Гжель
Квиллинг
Рисуем батик
Валяние
Бисероплетение
Вязание крючком
Вышивка
Вопрос - ответ
Оплата и доставка
Расписание занятий
Обучаем на мастер-классах
О магазине

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях:

facebook-art66 vk-art66
одноклассники-art66

Смотрите видео с наших мастер-классов на канале АРТ66 на youtube
канал АРТ66 на youtube


Если Вам нравится ART66 - голосуйте!

Уважаемые иногородние покупатели!

Обратите внимание, что время пересылки заказа "Почтой России" зависит от места назначения и составляет не менее недели, обычно же - 10 дней. Для восточных и труднодоступных районов нашей необъятной Родины почтовые посылки могут идти и дольше (две недели или даже месяц).

Если хотите получить заказ к желаемому сроку, совершайте оплату заблаговременно (как правило, не позднее, чем за две недели).



Система Orphus
   

Элементы композиции в Нижнетагильской росписи

Осваиваем сами / Нижнетагильская роспись /

 
Элементы композиции в Нижнетагильской росписи.

Нижнетагильская роспись

  Каждое произведение декоративно-прикладного искусства, в том числе и декоративная роспись по металлу, заключает в себе определен­ную, в той или иной степени выраженную формальную композиционную структуру.

 Сущность всякой композиции — в ее организованности, в следова­нии общим законам построения гармонического целого. История развития нижнетагильского подносного промысла, история «лакирного дела» накопила множество примеров композиционных решений.

 В кистевой росписи нижнета­гильских подносов можно выделить некоторые художественные признаки:

  • форма подноса, диктующая необходимость подчеркнуть особен­ности его очертаний и плоской поверхности; с учетом этой задачи проис­ходит выбор пластических форм мотивов, их размеров и расположения, а также масштаба соотношения элементов;

  • двухцветный мазок — формообразующий прием росписи;

  • композиционная структура росписи, чаще всего решаемая на основе так называемой «типовой композиции» (существует ряд традиционно устоявшихся способов компоновки изображения на поверх­ности подноса);

  • законы соотношения изображения, мотива и условного пространства фона;

  • правила сочетания цветов;

  • черный лаковый фон — основной;

  • варианты фонов — «под малахит», цветные фоны, применение копчения и т.д.; здесь особенное значение имеет местная традиция, навыки, технологические приспособления. 

  Основываясь на этих признаках, мастер развивает свой образ в ЦВЕТЕ, КОЛОРИТЕ, который может быть темным или светлым, насыщенным или тональным, теплым или холодным, спокойным или напряженным. Темное и светлое должно ясно ощущаться не только в группе цветков, но в каждом цветке, и даже в отдельном лепестке-мазке. Свет­лые тона — мягкие, легкие — способствуют созданию нежного колорита. Напряженному колориту присущи темные насыщенные тона. Выбор основных и дополнительных цветов позволяет передать то или иное ассоциатив­ное впечатление, настроение. Например, красный и золотистый цвета связаны с ощущением тепла, солнечного света. Красный с белым — торжественность. Сине-лиловая гамма — ночное небо. Коричневые, золотистые и оранжевые — осенние краски.

 Согласованность цветов между собой зависит еще и от их светлоты — ТОНАЛЬНОСТИ, то есть оттого, насколько они светлы или темны. Цвет, который выпадает из общей тональности, кажется чужим, разрушает целостность расписного изделия. Так, цвета синий и желтый при одинаковой светлоте плохо гармонируют между собой. Если же изменить их тональность, взять, например, светлый желтый и насыщенный темно-синий, то их сочетание окажется весьма приятным.

 Говоря о цвето-тональных КОНТРАСТАХ, следует подчеркнуть, что они должны быть особенно тщательно продуманы, потому как являются едва ли не главным выразительным средством колорита. Применение цветового контраста просто так, для достижения броскости и получения мгновенного эффекта, опасно для целостности формы, кото­рая в этом случае может распасться на композиционно не связанные, разрозненные части. Например, такими «мостиками» между голубой и красной розой могут быть либо несколько красных точек-тычинок, либо ряд розовых «усиков» в голубой розе, и наоборот. Без этого цветовая композиция, как пра­вило, становится более примитивной, огрубляет изображение.

 Не из простых в профессиональном отношении является задача оттеночного обогащения росписи, НЮАНСИРОВКА. При нюансировке требуется не только развитый вкус, мастерство, но и безошибочная интуиция, особое чувство формы и цвета, умение выявить их характер. Секрет особой привлекательности изделия объяс­няется тщательной нюансировкой росписи вплоть до мельчайших дета­лей. Важно не просто проработать их, но «строить» форму с помощью нюансов, то есть, двигаться путем ее пластического исследования.

 Однако, как бы ни были хороши элементы сами по себе, если они про­порционально не объединены, трудно рассчитывать на целостность всего композиционного строя.  ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЕ связано с достижением целостности множества разнообразных элемен­тов росписи. Не точно найденные пропорции какого-либо важного в такой композиции элемента нарушают ее равновесие. Пропорциональное соотношение элементов в нижнетагильской росписи задано уже самой последовательностью выполнения росписи. Вначале пишутся крупные элементы — розы, хризантемы, ирисы; затем — листья, после чего идет распределение мелких цветков, зелени и привязки.

 Еще одним средством композиции, неотрывно связанным со строе­нием формы подноса, с расположением на нем декора, является РИТМ. Ритм, с одной стороны, объективно предопределяется формой изделия, с другой, он создается применением тона, цвета, элементов пластики и жестко не обусловлен. Ритм задает в росписи активное движение и связан с проявлением динамичности, а также ком­позиционным равновесием.Ритм может развиваться по горизонтали или по вертикали, или по замкнутой кривой (круг, овал), или это разомкнутая спираль.

 Большое значение имеет и характер движения линий — вялые или упругие, угловатые или округлые, замедлен их бег или убыстрен. От этого зависит впечатление от декора — спокойное, раз­меренное или динамичное.

 Таким образом, все элементы композиционной системы находятся в теснейшей взаимосвязи и обуславливают друг друга.Конечно, на прак­тике, подчас, бывает невозможно отделить один элемент от другого и применять их в определенной последовательности, как и использовать все одновременно. Но знание основных закономерностей, вытекающих из рассмотренных взаимосвязей, позволит полнее реализовать компо­зиционную идею.


Материалы предоставлены художницей Нижнетагильской росписи Галиной Торкотюк

 

 

                                                                   


   
 При копировании авторских материалов ссылка на art66.ru обязательна  
      www.expertinform.ru - все ДТП   Благотворительный фонд помощи бездомным животным Mail.Ru     Рассылка 'Декупаж для начинающих и не только...'