Art66 интернет-магазин. Все для творчества в Екатеринбурге : История промысла
  
Справочная информация
Досуг
Карта сайта  RSS
ask@art66.ru    
Информация по коду заказа:
Поиск товара:
   
 
Красивые торты своими руками
Кулинарный мир
ПАСХА
Пряники и пряничные домики
Декупаж - это просто!
Новый год
Декорируем стекло
Руководство по изобразительному искусству
Нижнетагильская роспись
Узнаем про Жостово
Все про Гжель
Гжель. История промысла
Гжель. Технология росписи
Гжель. Основные мотивы и техника росписи
Квиллинг
Рисуем батик
Валяние
Бисероплетение
Вязание крючком
Вышивка
Вопрос - ответ
Оплата и доставка
О магазине

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях:

facebook-art66 vk-art66
одноклассники-art66

Смотрите видео с наших мастер-классов на канале АРТ66 на youtube
канал АРТ66 на youtube


Если Вам нравится ART66 - голосуйте!

Уважаемые иногородние покупатели!

Обратите внимание, что время пересылки заказа "Почтой России" зависит от места назначения и составляет не менее недели, обычно же - 10 дней. Для восточных и труднодоступных районов нашей необъятной Родины почтовые посылки могут идти и дольше (две недели или даже месяц).

Если хотите получить заказ к желаемому сроку, совершайте оплату заблаговременно (как правило, не позднее, чем за две недели).



   

История промысла

Осваиваем сами / Все про Гжель /

Гжель. История промысла

Гжель  - небольшое село, название которого стало символом неповторимого искусства и народного мастерства. Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. 

Издавна Гжель славилась своими глинами, широкая добыча разных сортов  велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».

История промысла начинается с XVIII века, мастера гжели делали обычную для того времени гончарную посуду, изготавливали кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Считается, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру и, создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. В середине XVIIIвека в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики начало распространяться в Коломенский, Серпуховский и другие уезды Московской губернии.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики. Особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов - особых сосудов, квасников. Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.

В течение многих десятилетий мастера гжели создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. История промысла отражена во многих изделиях, сохранившихся до наших времен. Многие образцы хранятся  теперь в коллекциях Эрмитажа, Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском  государственном  художественном музее им.А.Н.Радищева  и многих других. 

Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды), чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Но, к сожалению, полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

К 1812 году в истории гжельского промысла уже насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Н. Гусятников, И. Срослей, И. Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

Увлечение фарфором, поддержанное большим спросом на него, привело к постепенному сокращению производства майолики. С начала XVIII века фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Ощущался экономический расцвет производства. Крестьянские мастерские перерастали в небольшие заводы.

Традиционные изделия - кувшины, кумганы, блюда - дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены. При наличии крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни.

Со второй половины XIX века работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели.

Фотографии позаимствованы с сайта http://www.liveinternet.ru/users/vakiel/post218296534/
 Гжель

Гжель

Гжель

   
 При копировании авторских материалов ссылка на art66.ru обязательна  
      www.expertinform.ru - все ДТП   Благотворительный фонд помощи бездомным животным