Art66 интернет-магазин. Все для творчества в Екатеринбурге : Художники Жостово
  
Справочная информация
Досуг
Карта сайта  RSS
ask@art66.ru    
Информация по коду заказа:
Поиск товара:
   
 
Красивые торты своими руками
Кулинарный мир
ПАСХА
Пряники и пряничные домики
Декупаж - это просто!
Новый год
Декорируем стекло
Руководство по изобразительному искусству
Нижнетагильская роспись
Узнаем про Жостово
Жостовская роспись. История
Художники Жостово
Жостово, техника росписи
Все про Гжель
Квиллинг
Рисуем батик
Валяние
Бисероплетение
Вязание крючком
Вышивка
Вопрос - ответ
Оплата и доставка
О магазине

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях:

facebook-art66 vk-art66
одноклассники-art66

Смотрите видео с наших мастер-классов на канале АРТ66 на youtube
канал АРТ66 на youtube


Если Вам нравится ART66 - голосуйте!

Уважаемые иногородние покупатели!

Обратите внимание, что время пересылки заказа "Почтой России" зависит от места назначения и составляет не менее недели, обычно же - 10 дней. Для восточных и труднодоступных районов нашей необъятной Родины почтовые посылки могут идти и дольше (две недели или даже месяц).

Если хотите получить заказ к желаемому сроку, совершайте оплату заблаговременно (как правило, не позднее, чем за две недели).



   

Художники Жостово

Осваиваем сами / Узнаем про Жостово /

Художники Жостово

Сложившаяся система жостовской  росписи по-разному варьировалась художниками. Они при­давали ей черты декоративной народной росписи, развивающей традицию украшения предметов крестьянского обихода, опирались на опыт реа­листического живописного натюрморта XIX века, переработанного в декоративную цветочную ком­позицию на подносе.

В числе живописцев, чье творчество сложилось еще до революции, а затем явилось живым вопло­щением преемственности мастерства, должны быть названы Н. М. Цаплыгин, А. Е. Вишняков и К. В. Грибков. Разные по творческому почерку, они оказали заметное влияние на развитие искус­ства Жостова первого советского десятилетия.

На подносе Н. Цаплыгина скромная, словно сошедшая с росписей старых сундуков ве­точка обрела изящество и артистизм. Она легка и грациозна по рисунку, соразмерна пропорциям не­большой круглой формы. Венчики цветов как бы орнаментированы. Голубые, серые, сиреневые, па­левые тона на темно-синем, почти черном фоне со­здают изысканную гармонию колорита.

Произведения А. Вишнякова - декоративные на­тюрморты. Они мастерски написаны. Излюбленные художником розы, лилии и маки собраны в тугие компактные букеты, окружен­ные длинными сочными листьями, травами и ко­лосьями. Яркие цветы выделяются на черном фо­не. А. Вишняков не очень заботился о разнообра­зии композиций, они просты по расположению цветов на поверхности предмета: близкие по ри­сунку букеты украшают центр и овального подно­са, и круглой тарелки. Все внимание художника сосредоточено на цветах, передаче природной кра­соты их форм.

Не совсем обычный путь в искусстве Жостова у К. В. Грибкова. Художник-оформитель, имевший контакты со Строгановским училищем, он, по­жалуй, единственный из жостовских живописцев расписывал подносы не в духе традиционной на­родной импровизации, а по своему предваритель­ному рисунку. В постижении жостовского стиля Грибков шел самостоятельным путем, поражая то­варищей необычностью и разнообразием работ.

В течение 1920-1930-х годов московский Кус­тарный музей и другие организации, ведавшие на­родными промыслами, пытались изменить тради­ционные направления развития Жостова, создать «новый стиль подносной росписи». С этой целью мастерам предлагались образцы орнаментальных и тематических композиций, сделанные художни­ками-профессионалами, как правило, без учета спе­цифики жостовского искусства, не свободные от натуралистических тенденций, прямолинейного по­нимания современной тематики. Мастера сбива­лись порой на эксперименты, лежащие вне мест­ных традиций, чуждые самой природе подносной живописи.

От простоты и непритязательности мотивов крестьянских росписей шел во многих своих поис­ках И.С.Леонтьев, ведущий художник промысла до 1945 года. Букеты на его подно­сах легко вписаны в форму вещи. Рисунок цветов строг и академичен. Тонкая прорисовка деталей сопровождается прокладкой бликов, выявляющих объемность цветочных форм. Растения, моделиро­ванные тонкими градациями светотени, кажутся овеянными воздухом. Художник ни в чем не нару­шает границ условности декоративной живописи, ему не свойственна излишняя натуральность изо­бражений. Их относительная объемность уравно­вешивается плоскостью фона, который играет в произведениях Леонтьева активную декоративную роль.

Леонтьев внес много нового в использование цветных, золотых, серебряных фонов. Неяркая па­литра самого букета контрастно выделяется на звучном цветном фоне или разработана в едином с ним цветовом ключе, например красное на крас­ном (ил. 35). На металлизированных грунтах от­тенки синего, зеленого придают фонам Леонтьева мерцающую глубину . Работам этого мастера присущи изысканность техники, тонкость цветовых отношений. Его творчество - одна из вершин искусства Жостова.

Большим мастером композиции был Д. С. Клё­дов. Если И. Леонтьев несколько рационалисти­чен, то Д. Клёдов работал «по чутью». Собирая цветы или плоды в компактную группу, он остав­лял воздушные просветы фона . Мане­ра его письма стремительна. Все формы находятся в движении, как от дуновения легкого ветра. Ма­териальность изображения выявлена переходами света и тени, смягчена цветными рефлексами и бликами, которые создают цветовую и световую вибрацию, не нарушая единства колористической гаммы. Фигурные борта подносов украшены рас­тительным орнаментом или пышной «уборкой» геометрического рисунка. Работы Д. Клёдова мо­гут служить образцом системы жостовской росписи. В нем все обязательные приемы доведены до высокого уровня мастерства.

П. С. Курзин любил несложные композиции с букетами в вазоне или на столе. Но скромность и обычность тем росписи он сочетал с высоким мас­терством, виртуозным владением традиционными живописными приемами.

Разные тенденции и направления скрестились в искусстве выдающегося мастера А. И. Лёзнова, чье незаурядное природное дарование позволило освоить эти тенденции и влить их в русло жостов­ских живописных традиций. Ему привелось рабо­тать с рядом художников-профессионалов, созда­вавших образцы для подносных росписей. В част­ности, П. П. Кончаловским было написано не­сколько эскизов, воплотить которые на подносах должен был Лёзнов. Живописное мастерство Лёзнова виртуозно, артис­тично. Художник смело и гибко пользовался все­ми приемами жостовского письма: хорошо чувст­вовал декоративные возможности жостовской жи­вописи, искусно применял цветовые контрасты и тонкие градации тонов, мастерски использовал блики. Сохраняя видимый след движения кисти, то медленного, растянутого, то сверкнувшего мол­нией, блики подчеркивали объем, живую трепет­ность цветов и фруктов.

Рассмотренные произведения классиков Жосто­ва 1920-1930-х годов представляют главенствую­щее направление в искусстве промысла этого вре­мени. Но это направление не было единственным. Наряду с блестящими декоративными натюрморта­ми, некоторые художники, продолжая крестьян­ские традиции местной живописи, писали скром­ные, не лишенные прелести и своеобразия ланд­шафты и орнаментальные композиции.

Много жостовских подносов направлялось на экспорт и демонстрировалось на выставках, в том числе на Международных 1924 года и 1937 года в Париже и Всемирной 1939 года в Нью-Йорке.

Повседневный труд и успехи промысла были прерваны Великой Отечественной войной. Она на­несла немало тяжелых потерь рядам жостовских мастеров.

1940-1950-е годы были сложным периодом в жизни народных промыслов. Подносов стали расписывать мень­ше, увеличился выпуск детской игрушки (ведерок, лопаток, маленьких подносиков). У ведущих ху­дожников промысла и инструкторов, которые ру­ководили созданной в 1938 году школой бригад­ного ученичества, не было единых установок и представлений. Одни основывались на преемствен­ности местных традиций, другие - на освоении образцов и даже трафаретов. Однако при всей сложности жизни промыслов тех лет лучшие мастера не только сохранили традиционные основы подносной живописи, но и оставили заметный след в искусстве.

Оригинальным творческим почерком обладал М. Р. Митрофанов. Его произведения узнаются сразу своим родством с народными росписями. Цветы в венках и букетах сбиты в густые орнаментальные группы. Их несложные формы несколько уплощены и распластаны. Яркие звучные локальные краски - красные, синие, зе­леные - слагаются в мажорную нарядную гамму. В ней есть свои акценты и ритмы. Охотно писал Митрофанов и графические орнаментальные ком­позиции по поталям. Растительные и геометриче­ские мотивы с тонкой прорисовкой и подцветкой по золотому полю сплетаются в сложную вязь узо­ров. Иногда такие венки располагаются вокруг цветочной росписи, выделяя ее и как бы смягчая переход от яркой цветистости центра к густой уборке на бортах

Особое место в истории Жостова занимает А. П. Гогин, заслуженный деятель искусств, лау­реат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Вся его долгая жизнь связана с про­мыслом: в дореволюционных мастерских он учил­ся и работал, в 1920-е годы участвовал в органи­зации первых артелей, осуществлял художествен­ное руководство промыслом в качестве главного художника, занимался обучением и подготовкой кадров молодых живописцев. И все это - парал­лельно с многолетней активной творческой дея­тельностью.

П. И. Плахов учился под руководством И. С. Леонтьева и А. И. Лёзнова, развивал лирическое направление живописи А. П. Гогина. Однако в его произведениях нет сходства с манерой учителей. Легко раскинувшиеся на черном фоне букеты м; Плахова впечатляют своей поэтичностью. Рисунок цветов изящен. Самой сильной стороной работ художника является его богатая палитра. В совершенстве владея всеми местными живописными приемами, Плахов пользуется ими виртуозно. Невидимые лучи заставляют его цветы то ярко гореть и светиться, то переливаться тончай­шими оттенками и отражаться легкими отсвета­ми на листьях. Работы художника последних лет направлены на поиски новых композиционных и колористических решений в нежной тональной цветовой.

1960-е годы открыли в жизни промысла новый период, продолжающийся поныне. Участие на мно­гочисленных отечественных и международных ху­дожественных выставках, совместная работа с со­трудниками Научно-исследовательского института художественной промышленности, помогавшими на первых порах избавляться от последствий нату­рализма и станковизма, постановления ЦК КПСС к меры правительства, направленные на развитие современных народных промыслов, возросший об­щественный интерес к их произведениям - все это привело к оживлению и подъему творческой дея­тельности художников Жостова.

Но жостовцы никогда не воспроизводят природ­ные формы буквально, хотя отлично знают строе­ние и особенности каждого цветка. Это объясняет­ся самим характером выразительных средств жос­товской росписи. Язык своеобразного декоратив­ного букета сложился в Жостове на основе худо­жественного ремесла. Древние традиции народных росписей обогатились опытом профессиональной живописной культуры и, вобрав в себя некоторые черты станкового натюрморта, подчинили их на­родному миропониманию. Лучшие жостовские ху­дожники довели этот уникальный синтез до высот артистизма.

Мера реального и условного в местном искусст­ве найдена не одним поколением мастеров. В ре­альных цветах они усиливают орнаментальный де­коративный характер образа; в тех, которым нет прямых аналогий в природе,- находят убедитель­ное правдоподобие. Так реализуется типичное для народного творчества совмещение подлинного и вымышленного, условного с безусловным. В этом смысле один из исследователей Жостова, Б. И. Ко-ромыслов, как-то справедливо заметил, что жос­товская роза сложнее, чем живая.

Полтора века для развития промысла - срок сравнительно небольшой. Но за это время Жосто-во из центра кустарного ремесла стало уникаль­ным очагом русского народного искусства, а жос­товский поднос из предмета обихода - объектом любования. Сегодня роль декоративного букета из­менилась и переросла рамки оформления бытовой вещи. Жостовские декоративные композиции обре­ли силу самостоятельного искусства, волнующего, обращенного непосредственно к духовному миру людей. Подносы-панно выражают чувства радости жизни, настроения праздничности, торжествен­ности, гармонии, поэтической созерцательности. И люди отвечают их создателям благодарной лю­бовью н всенародным признанием.

www.expertinform.ru - все ДТП   Благотворительный фонд помощи бездомным животным