Art66 интернет-магазин. Все для творчества в Екатеринбурге : Жостовская роспись, история
  
Справочная информация
Досуг
Карта сайта  RSS
ask@art66.ru    
Информация по коду заказа:
Поиск товара:
   
 
Красивые торты своими руками
Кулинарный мир
ПАСХА
Пряники и пряничные домики
Декупаж - это просто!
Новый год
Декорируем стекло
Руководство по изобразительному искусству
Нижнетагильская роспись
Узнаем про Жостово
Жостовская роспись. История
Художники Жостово
Жостово, техника росписи
Все про Гжель
Квиллинг
Рисуем батик
Валяние
Бисероплетение
Вязание крючком
Вышивка
Вопрос - ответ
Оплата и доставка
О магазине

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях:

facebook-art66 vk-art66
одноклассники-art66

Смотрите видео с наших мастер-классов на канале АРТ66 на youtube
канал АРТ66 на youtube


Если Вам нравится ART66 - голосуйте!

Уважаемые иногородние покупатели!

Обратите внимание, что время пересылки заказа "Почтой России" зависит от места назначения и составляет не менее недели, обычно же - 10 дней. Для восточных и труднодоступных районов нашей необъятной Родины почтовые посылки могут идти и дольше (две недели или даже месяц).

Если хотите получить заказ к желаемому сроку, совершайте оплату заблаговременно (как правило, не позднее, чем за две недели).



   

Жостовская роспись, история

Осваиваем сами / Узнаем про Жостово /


Жостовская роспись. История

 

Деревня Жостово находится в восемнадцати километрах от подмосковного города Мытищи. Именно здесь уже более полутора веков развивается искусство росписи жостовских подносов.

Искусство жостовской росписи принадлежит к семье «русских лаков». Одна ветвь этой семьи связана с Палехом, Мстёрой и Холуем, где лаковая миниатюра возникла в 1920 - 1930-е годы и унаследовала традиции древнерусской иконописи. К другой ветви, зародившейся еще в конце XVIII века, принадлежат Федоскино и Жостово. Их близость определяется не только географическим соседством этих центров, но также родством происхождения, сходством стилевых истоков.

Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 годом - датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Создание мастерских само по себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития.


В 1830-х годах в Жостове стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. Над созданием подноса трудилось, по крайней мере, три человека: коваль, изготовлявший форму; шпатлевщик, наносивший на поверхность грунт; живописец, расписывавший поднос. Тот же грун­товщик после просушки покрывал изделие лаком. Поначалу на равных работали хозяин мастерской и члены его семьи. Но по мере увеличения произ­водства мастерские расширялись, появлялись на­емные рабочие, а хозяин все больше превращался в предпринимателя, не всегда знакомого с тонкос­тями самого производства.

Подносы не были новостью в русском быту ХТХ века. Они известны и в Древней Руси, и в по­мещичьих домах XVIII-первой половины XIX ве­ка. Но в XIX веке увеличился спрос на подносы в городах, на что в немалой степени повлиял рост социальных слоев купечества и мещанства, а с ни­ми увеличение числа трактиров, питейных заведе­ний и гостиниц, где подносы использовали и по их прямому назначению, и как украшение интерьера.

Ко времени возникновения подмосковного про­мысла подносов в России уже существовали по­добные производства. С XVIII века славились рас­писные лакированные подносы Нижнего Тагила. Здесь делали большие железные подносы-карти­ны, написанные по гравюрным или живописным оригиналам. В середине XIX века их сменили бо­лее расхожие, украшенные растительным орнамен­том, типичным для многих предметов уральской на­родной расписной утвари. Нижний Тагил удержи­вал славу ведущего промысла расписных подносов вплоть до 1870-1880-х годов, когда жостовские изделия стали серьезными конкурентами ураль­ским.

Жостовские мастера опирались на опыт и дости­жения других центров и не просто заимствовали понравившиеся приемы и формы, но активно ос­ваивали их, видоизменяли, перерабатывали, вводи­ли в русло местных традиций.

К сожалению, произведений самого раннего периода жостов­ских мастерских не сохранилось.

Наиболее старые из доступных для изучения жостовских подносов относятся к 1870-1880-м го­дам. Определить время их создания и принад­лежность мастерским, большей частью династиям Вишняковых, помогают клейма, имеющиеся на тыльных сторонах подносов и содержащие, как пра­вило, имя владельца фабрики и перечень наград-медалей за участие в крупных отечественных и за­рубежных художественно-промышленных и кус­тарных выставках. К этому времени жостовские подносы потеснили с рынков своих недавних кон­курентов - тагильские изделия. Главным местом сбыта подносов была Москва, а через нее Нижний Новгород с обширной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта везли в Пе­тербург.

Искусство жостовской росписи ро­дилось в недрах лаковой миниатюрной живописи. Несмотря на обособление производства подносов, оба промысла развивались в тесном взаимодейст­вии. Дело не только в том, что подносы и лаковые изделия долгое время делали в одной мастерской и, вероятно, поначалу расписывали одни и те же мастера, что на одновременных предметах встречаются сходные изображения,- а в том существе стиля и живописных приемов, которые жостовские подносы вобрали в себя из лукутинско-вишняковских лаковых изделий.

Жостовские мастера полностью перенесли на подносы технологию обработки лаковых коробочек из папье-маше. Они применяли те же грунты соб­ственного приготовления, те же копаловые лаки, секреты варки которых передавались из поколе­ния в поколение наиболее опытными мастерами, те же масляные краски. Из лаковой миниатюры пе­решли на подносы и специфически «федоскин­ские» приемы послойной живописи, письма лесси­ровками по металлизированным фонам (золотому, серебряному) и перламутровым инкрустациям. Эти технические приемы не были выдумкой и лукутинских мастеров. Те восприняли их из подобных изделий брауншвейгских и английских фабрик, оказавших определенное влияние на начало лако­вого производства в Подмосковье.

Композиции, заимствованные с живописных ори­гиналов, имели сложившийся стереотип, который по-своему варьировали разные мастера. Изображе­ния размещали в центре овального поля подно­са. Без лишних деталей они давали понятие о месте действия и его участниках. В отличие от ми­ниатюры, изображение на подносе должно было восприниматься с большего расстояния, а возмож­ность его использования для украшения интерьера требовала особой декоративности. На стене поднос напоминал картину в раме. Роль рамы выполнял обязательный узор по бортику - по-жостовски, «уборка».

Среди форм подносов, бытовавших в Жостове, многие восприняты из нижнетагильских изделий: «гитарные», круглые, восьмигранные, прямоуголь­ные. Последние так и назывались - «сибирские». Но эти формы жостовцы усовершенствовали. Сре­ди прочих кустарных промыслов в Троицкой во­лости Московского уезда было развито кузнечное дело, мастера которого приняли участие в произ­водстве подносов. Оно начиналось с работы кова­ля, выбивавшего из тонкого листа железа вручную на желобильне (чугунной доске с углублением) необходимую форму. По краю подноса приклепывалась проволока, придававшая ему рельефное за­вершение, так называемый «гуртик». Благодаря мастерству кузнецов жостовские подносы обрели цельность и пластичность формы, мягкость пере­ходов от плоскости к борту, фигурный рисунок прорезных ручек. Такой же скульптурностью форм отличались сухарницы и лотки, изготовлявшиеся в мастерских наряду с подносами.

В XX веке живописный декоративный букет стал ведущим направлением в искусстве Жостова. К числу редких и ранних примеров графической плоскостной росписи принадлежит оригинальный поднос с изображением стрекозы и паука в паути­не. Заимствованный, вероятно, из какой-нибудь гравюры, необычный сюжет сопровождают размещенные попарно на фигурных бортах изобра­жения птичек на ветках и типичных для многих жостовских букетов осоковидных листьев. Они ис­полнены по потали (тончайшим листочкам из сплава меди и цинка, имитирующим золото) гра­фическим рисунком с подцветкой лессировочными красками. Стремительными линиями переданы жи­вые, динамичные позы птиц, легкими штрихами нанесены перышки, плоскостная разделка листьев. Мерцание золота на темно-вишневом фоне при­дает своеобразие цветовому решению.

Жостовские мастера не просто восприняли и продолжили, но и обогатили декоративную выра­зительность и живописные приемы произведений такого рода. На одном из подносов начала XX ве­ка двуслойное письмо по металлическим порош­кам совершенно изменило художественное содер­жание традиционных мотивов. Центриче­ская композиция - яблоки и ягоды среди листьев и веточек - лишь отдаленно напоминает ураль­ские изделия. В тагильских подносах плоские, пре­дельно обобщенные по форме, локальные по цвету изображения плодов исполнялись приемами на­родной росписи, какая украшала и другие быто­вые предметы - прялки, сундуки, туеса и т. п. На жостовском подносе сходный мотив усложнен и по исполнению, и по композиции. Композиция стро­ится от центра к краям: плоды образуют плотную группу, вокруг которой располагаются более лег­кие ягоды, а самые близкие к фону веточки созда­ют ритм орнаментального кружева. Округлые ще­ки яблок оттеняются уплощенными формами дру­гих изображений, обозначают утяжеленный низ композиции. Матовый блеск металлических под­кладок сквозь тонкие слои краски и теплый цвет фона завершают общее декоративно-орнаменталь­ное решение.

Полтора века для развития промысла - срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникаль­ным очагом русского народного искусства, а жос­товский поднос из предмета обихода - объектом любования. Сегодня роль декоративного букета из­менилась и переросла рамки оформления бытовой вещи. Жостовские декоративные композиции обре­ли силу самостоятельного искусства, волнующего, обращенного непосредственно к духовному миру людей. Подносы-панно выражают чувства радости жизни, настроения праздничности, торжествен­ности, гармонии, поэтической созерцательности. И люди отвечают их создателям благодарной лю­бовью н всенародным признанием.

   
 При копировании авторских материалов ссылка на art66.ru обязательна  
      www.expertinform.ru - все ДТП   Благотворительный фонд помощи бездомным животным